В настоящее время много говорят о важности дошкольного и раннего детского образования для снижения барьеров и ограничений, которые часто определяют качество жизни детей с различного рода двигательными или психомоторными дисфункциями.
Сегодня в универсальных дошкольных и детских образовательных учреждениях раннего возраста, помимо основных задач по обучению и уходу, решаются также задачи ревизии, которая, как таковая, призвана обеспечить последовательный, гармоничный и безопасный рост всех детей в обстановке толерантности и равных возможностей.
Это возможно благодаря работе детских садов и школ с интегрированными классами, в которых все дети, независимо от проблем, с которыми они и их семьи сталкиваются в повседневной жизни, могут участвовать в мероприятиях, дающих им реальный шанс на всестороннее развитие.
А в чем суть эффективной ревалидации, на этапе дошкольного и раннего детского образования, и что делает реабилитацию (эту многомерную, еще и социальную), на этих этапах развития человека, такой эффективной?
В принципе, можно утверждать, что детям в возрасте 3-10 лет, включая тех, у кого уже диагностированы специфические проблемы, для всестороннего развития необходимы особые наборы стимулов, которые не особенно отличаются от тех, которые испытывают дети без инвалидности. Именно в предположении, что такие дети могут адекватно развиваться в среде детей без инвалидности, кроется секрет эффективной ревакцинации, на которую на этом этапе значительное влияние оказывает двигательная реабилитация.
Важность реабилитации в эффективной ревалидации.
Под реабилитацией в данном контексте мы понимаем комплекс терапевтических вмешательств в области моторики, координации, осознанного движения и сенсорного опыта. Такая реабилитация может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе, но в дошкольной и школьной среде групповые занятия представляются наилучшей терапевтической формой, в которой все дети сталкиваются с конкретными задачами и проблемами.
Для этой формы реабилитации незаменимы вспомогательные средства, позволяющие сделать занятия игровыми, когда дети используют, например, мячи для упражнений, ленты или стропы в дополнение к собственному потенциалу. В настоящее время существует так много сценариев движений с мячами для упражнений, что с их помощью можно успешно создать целую серию реабилитационных мероприятий.
Имеет ли это смысл?
е. мультисенсорную стимуляцию с помощью различных раздражителей. Тактильные и моторные (кинестетические) ощущения, связанные с чувством равновесия, необходимы ребенку уже в пренатальном периоде и тем более на более поздних этапах жизни после рождения. Поэтому нет оснований считать, что реабилитация в дошкольном или младшем школьном возрасте бессмысленна, а занятия с мячами для упражнений, например, имеют лишь игровой аспект. Более того, множество подобных приспособлений, доступных сегодня на рынке, означает, что такие занятия могут иметь многомерный терапевтический характер.
Многомерная терапия с использованием мячей для упражнений.
В зависимости от целей занятий терапевты и педагоги могут выбирать между маленькими, очень гибкими мячами для упражнений на ловкость и мячами, предназначенными для массажа, с массажными подушечками, которые позволяют тренировать координацию и равновесие и стимулировать нервную систему с помощью массажа, основанного на давлении, пропорциональном весу занимающегося.
Мячи для упражнений также представляют собой идеальный способ работы над контролем над телом — при выполнении упражнений в положении сидя они не только дают детям возможность потренироваться и проверить равновесие, но и позволяют им поработать над концентрацией и вниманием.
С другой стороны, в играх, где мячи разного диаметра можно катать, бросать и ловить, они становятся идеальным инструментом для тренировки координации глаз-рук, хвата и осознанных движений, в которых сила и амплитуда движений уже должны быть осознанно подобраны к расстоянию.
Эти примеры игр — лишь введение в чрезвычайно разнообразный и почти безграничный мир игр с мячами для упражнений, которые являются идеальным компаньоном для детей в реабилитационных мероприятиях, обеспечивающих безопасность, комфорт и, при правильном и систематическом проведении, позволяющих достичь действительно хороших результатов.
1. M.
2.